поддержка PHP 7

«Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их сердцевиной»

Назарбаев Н. А.

Главная   /   Весь архив журнала / 2018 год / Архив 2 номера 2018 года

***

Владимир Путин

Поздравительное послание по случаю Дня дипломатического работника сотрудникам и ветеранам Министерства иностранных дел Российской Федерации

Дорогие друзья! Примите искренние поздравления по случаю вашего профессионального праздника - Дня дипломатического работника. В многовековой истории отечественной дипломатии немало блестящих побед и славных имен, которыми по праву гордится страна. И сегодня, опираясь на добрые традиции прошлого, сотрудники Министерства иностранных дел достойно отстаивают национальные интересы. Международная обстановка складывается весьма непросто, но, несмотря на очевидные трудности, вы многое делаете, чтобы обеспечить благоприятные внешнеполитические...

Сталинград-1943

Выступление министра иностранных дел России С.В.Лаврова на памятном мероприятии, посвященном 75-летию Победы в Сталинградской битве

Нынешний год проходит под знаком 75-летия Победы под Сталинградом. Эта памятная дата широко отмечается не только в нашей стране, но и во многих государствах мира.

Сталинград-1943

Сталинградская битва в архивных документах

К 75-летию победы под Сталинградом Историко-документальный департамент МИД России подготовил выставку уникальных документов, посвященных этому памятному историческому событию, которое ознаменовало начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войн.

Политика

Валерий Крюков

Юрий Шафраник

Два пространства нефти

Роль нефти в России имеет специфику, которой нельзя пренебрегать при выводе экономики на траекторию поступательного развития. Эта специфика в значительной̆ мере определяется невероятное обширностью территории страны.

Политика

Елена Ананьева

Брекзит: предыстория и причины

Британия - первая страна, подавшая заявку на выход из ЕС. Взаимоотношения Британии с ЕС не были ровными и зависели от перипетий меж- и внутрипартийной борьбы в стране. Спекуляции о «вмешательстве России» в референдум о членстве Британии в ЕС не должны вводить в заблуждение: объективные противоречия интеграции и субъективные факторы повлияли как на решение провести референдум, так и на его исход.

Дипломатия

Николай Листопадов

Россия и Мьянма отмечают 70-летие установления дипломатических отношений

18 февраля 1948 года, вскоре после обретения Мьянмой̆ 4 января того же года независимости, между нашими государствами были установлены дипломатические отношения.

Дипломатия

Ольга Лебедева

Организация Объединенных Наций в процессах дипломатического урегулирования межнациональных конфликтов

От представителей̆ ряда государств нередко звучат слова о том, что деятельность Совета Безопасности ООН, да и сам его формат давно исчерпали себя. Все эти факторы и их влияние на геополитическую ситуацию в мире и способы ее дипломатического урегулирования требуют тщательного анализа.

Перспективы

Владислав Гасумянов

Международная информационная безопасность: практические меры и этический консенсус. Об инициативе компании «Норникель» по разработке Хартии информационной безопасности критических объектов промышленности

Выдвигая инициативу по разработке Хартии информационной безопасности критических объектов промышленности, компания «Норникель» ставит задачу дать ясное определение - какое поведение в информационном пространстве бизнес-сообщество приветствует, а какие действия и намерения принципиально осуждает.

Перспективы

Константин Колпаков

Вячеслав Шагалов

США - НАФТА: перезагрузка через 40 лет?

Переговоры американской стороны с партнерами по НАФТА преследуют цель введения более высоких стандартов, которые бы охватили широкий̆ спектр товаров и услуг для обеспечения действительно свободной̆ и справедливой̆ торговли, которая поддержит высокооплачиваемые рабочие места и экономический̆ рост в США.

Ялта-2017

Особенности современных интеграционных процессов на постсоветском пространстве

17-21 октября 2017 года в Ялте состоялась VIII Международная конференция, проведенная журналом «Международная жизнь» при поддержке МИД России.

__________________________________________________________________

Интеграционные тренды и коммуникативная 
политика: опыт Казахстана

Наталья Калашникова, заместитель директора Института Евразийской интеграции, доктор политических наук (Республика Казахстан): Проблематика евразийской интеграции последние 25 лет находится в фокусе передовой интеллектуальной мысли, широких общественных дискуссий, политических переговоров на самом высоком уровне, которые в конечном счете приобрели реальные очертания в форме Евразийского экономического союза как современного интеграционного объединения.

Обсуждаемая в контексте современных вызовов тематика весьма актуальна для всех стран, в том числе и для ЕАЭС. Политическая и научно-экспертная элита из 11 стран еще раз актуализировала вопрос: насколько хрупок мир и что только консолидация усилий всех без исключения государств способна в современном глобальном мире обеспечить стабильность в регионе, динамичное развитие инициатив, направленных на сближение народов. В таком ключе организованная авторитетным журналом «Международная жизнь» диалоговая площадка сфокусировала высокий уровень ожиданий и мнений ученых и практиков на реальное их продвижение.

Понимание конструктивного смысла евразийской интеграционной идеи, озвученной Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым еще в 1994 году, - это уже важнейшее наследие евразийства. А совместные достижения в социально-экономической и общественно-политической сферах, взаимопонимание, толерантность и добрососедство являются его ценностными смыслами.  Несмотря на скептицизм некоторых политиков и исследователей, они востребованы и неизбежно имеют большие перспективы на будущее.

Осенняя международная повестка дня, встречи на высшем уровне президентов Казахстана и России, а также стран СНГ существенно оживили процесс дальнейшей модернизации ЕАЭС. Об этом наглядно свидетельствуют результаты заседания Высшего Евразийского экономического совета в Сочи, где лидеры стран ЕАЭС подтвердили заинтересованность в дальнейшем всестороннем углублении интеграции. Подписано 18 документов, в том числе концепция о противодействии коррупции; к 2025 году планируется видоизменить общую систему противовоздушной обороны, сделав ее космической; ускоренно завершить национальные процедуры ратификации общего таможенного кодекса, также приняты решения по углублению сотрудничества в культурно-гуманитарной, правоохранительной и военной сферах, поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей, тем самым обозначена конкретная перспектива дальнейшего развития ЕАЭС.

На Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана в Челябинске, к примеру, Н.А.Назарбаев инициировал идею создания единой интегрированной евразийской электронной биржи труда, был намечен совместный процесс дальнейшего совершенствования вопросов пенсионного обеспечения.

В рамках заседания «Астана клуб», в ноябре текущего года, казахстанский лидер отметил, что с начала 2017 года товарооборот между странами ЕАЭС вырос на треть. Все больше стран интересуются развитием этой организации. Ведутся переговоры о создании зон свободной торговли с такими странами, как Иран, Египет, Индия, Израиль, Южная Корея и т. д. Это в очередной раз подтверждает, что позиции ЕАЭС в региональном и мировом контексте укрепляются. Динамичное развитие евразийских интеграционных процессов подтверждает стратегическую дальновидность и перспективность евразийской идеи.

Вместе с тем, как отмечают аналитики, предметно занимающиеся вопросами интеграции, евразийский интеграционный проект мог бы быть более привлекательным и эффективным при условии, что синхронная и глубокая модернизация стран-участниц станет одним из ключевых его элементов. При этом очевидно, что того потенциала, которым обладают сами страны - участницы ЕАЭС, недостаточно для решения задач модернизации и ускоренного технологического развития в рамках изолированного торгово-экономического блока. Поэтому сближение этих государств должно сопровождаться поступательной интеграцией объединения в мировую экономическую систему.

Очевидно, что евразийская интеграция для Казахстана сегодня - реальность, но не раз и навсегда определенная данность. Эта реальность характеризуется наличием в целом позитивного отношения со стороны политической элиты и поддержкой большинством казахстанского общества идей евразийской экономической интеграции. Казахстан изначально видел в евразийской идее потенциал для реального объединения близких по интересам государств на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ, основой которого было равенство партнеров по интеграции.

Следует отметить, что евразийская интеграция и глобализация - это дополняющие друг друга процессы. Глобализация стала мегатрендом, в корне меняющим общественно-политические, социально-экономические, культурно-гуманитарные связи не только в межгосударственном масштабе, но, что не менее важно, внутри отдельных обществ и социальных групп. В целях более четкого понимания логики интеграционного развития отмечается целесообразность реализации разноскоростной интеграции, при этом ЕАЭС оценивается в качестве исключительно экономического блока, функционирующего в интересах всех входящих стран.

Кроме того, евразийская интеграция и ее эффективное продвижение предполагают определенный учет социальных настроений населения, степень поддержки или отторжения предложенных инициатив, поскольку их реализация предполагает широкий охват населения страны не только на уровне макроэкономических показателей, но и на уровне повседневной жизни. Именно через такую трансформацию формируется поддержка населением тех или иных модернизационных и интеграционных проектов и, соответственно, их устойчивость. Трансформация указанного уровня невозможна без фиксации отношения населения к интеграционным процессам, учета его ценностных ориентаций и идеологических предпочтений. Заложенные в государственной интеграционно-коммуникативной политике данные принципы составляют основу гуманитарной составляющей евразийской интеграции, имеющую колоссальный созидательный потенциал.

Сегодня многие исследовательские структуры, предметно занимающиеся изучением и оценкой деятельности ЕАЭС, отмечают важность диагностики его состояния, перспектив развития и определения барьеров, тормозящих эффективность интеграционных процессов. Становится очевидным, что одних усилий и инициатив, выдвигаемых руководством государств - членов ЕАЭС, явно недостаточно. В решении данной задачи видится неисчерпаемый потенциал разнообразных средств коммуникаций, в том числе с интеграционной риторикой, для того чтобы данные процессы были «перезапущены» уже с новым интеграционным наполнением.

Проведенные исследования демонстрируют позитивное восприятие евразийской интеграции. В частности, большинство опрошенных (86%) в той или иной степени поддерживает участие Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Критическое отношение к такой интеграции выразило лишь 6,5% респондентов. На экспертном уровне, кроме тех, кто затруднился ответить, эксперты единогласны в одобрении участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе. В частности, одобряют участие Казахстана в ЕАЭС 82%, 16% - скорее «да», «нет» ответили 2% респондентов.

Представляют также интерес замеры, демонстрирующие интеграционный тренд среди молодежи Евразии, и в первую очередь молодежи России и Казахстана, поддерживающей курс на евразийскую интеграцию. На международной экспертной площадке «Евразийский экономический союз в восприятии студенческой молодежи приграничных регионов России и Казахстана» в Оренбурге, организованной АНО «Содружество народов Евразии», были представлены результаты уникального социсследования об отношении студентов двух стран к сближению, сотрудничеству, евразийской интеграции в рамках ЕАЭС. Исследование показало высокий уровень поддержки молодежью интеграционных процессов: 77% - в Казахстане и 81% - в России. Как отметили социологи, это связано с правильным пониманием большинством студентов главной задачи ЕАЭС, направленной на модернизацию, кооперацию и повышение конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц. Опрос выявил, например, что молодые казахстанцы лучше осведомлены о ЕАЭС, чем их российские сверстники. Во многом это обусловлено определяющей ролью Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как инициатора и последовательного проводника в жизнь процессов евразийской интеграции. При этом абсолютное большинство опрошенных казахстанцев считают, что ЕАЭС отвечает национальным интересам страны, обеспечивая принципы взаимной экономической выгоды (67%) и суверенитета (73%).

Как уже отмечалось, вопрос позитивного освещения процессов евразийской интеграции занимает особое место в текущей исследовательской повестке. Согласно данным российского «Центра изучения перспектив интеграции» (ЦИПИ), проводящего системные исследования по информационному сопровождению евразийской интеграции, «тональность медиафона стран - участниц ЕАЭС по отношению к евразийским интеграционным процессам в целом положительна». «В Казахстане официальная риторика была посвящена обсуждению социально-экономических и политических интересов и возможностей страны в рамках Евразийского союза» - отмечается в исследовании ЦИПИ. Это исследование подтверждает, что в информационном поле Казахстана интеграционная тематика присутствует постоянно, другой вопрос, что не всегда в ней хватает позитивного наполнения.

Таким образом, данные социологических исследований в основном фиксируют позитивное отношение респондентов к евразийской интеграции. Население в большинстве осведомлено о текущих интеграционных процессах и не испытывает дефицита информации. Стоит отметить, что такие же примерно результаты фиксируются и в других социологических исследованиях.

Вместе с тем анализ результатов ряда социологических исследований и замеров показал, что страны ЕАЭС не всегда заняты всерьез продвижением интеграционной повестки и в целом мало внимания уделяют проблематике ЕАЭС. Очевиден дефицит качественных экономических инфоповодов о ЕАЭС, интересных деловым СМИ, а также низкий уровень интереса к евразийской интеграции со стороны бизнес-сообщества. Более активное присутствие интеграционной повестки в деловых СМИ стран ЕАЭС должно способствовать развитию бизнеса, использующего возможности, которые предоставляет евразийская интеграция. Причиной общего, преимущественно контекстного упоминания ЕАЭС в СМИ может быть отсутствие устойчивого интереса общественности, бизнеса и государства к ЕАЭС.

Не менее важной остается социомедийная площадка, которая активно развивается в социальных сетях посредством форумов, блогов, фото- и видеохостингов, платформ и краудсорсинга для совместного творчества. Анализ полученных данных разными социологическими институтами наглядно показал необходимость разработки комплекса мер по активизации разноуровневого информационного сопровождения интеграционных процессов, а также прогнозных сценариев трансляций обобщений для коммуникативного рынка в соответствии с ожиданиями и политическими рисками.

К ним следует отнести.

Первое. Высокий уровень общественной поддержки евразийской интеграции будет обеспечивать основу для реализации дальнейших интеграционных мер. Тем не менее руководству стран-участниц необходимо обращать повышенное внимание на изменение общественных настроений в отношении ЕАЭС и восприятие населением результатов его деятельности.

Второе. Безусловно, политическая повестка и меняющаяся политическая конъюнктура будут продолжать оказывать активное влияние на действия стран-членов внутри ЕАЭС в долгосрочном плане, в том числе с точки зрения восприятия ими необходимой глубины и интенсивности интеграции. Однако углублению и ускорению интеграции в объединении объективно пока что препятствуют в основном экономические обстоятельства, а не политика.

Третье. Странам ЕАЭС критически важно в дальнейшем избегать чрезмерной политизации в рамках неизбежно возникающих при таком сложном процессе, как многосторонняя интеграция, экономических разногласий и споров, учитывая функционирование вполне работоспособных механизмов их разрешения.

Четвертое. Одной из существенных проблем остается отсутствие четкой коммуникации между правительством и бизнесом в интеграционной сфере, в том числе при разработке решений по линии ЕАЭС, которые зачастую не в полной мере учитывают долгосрочные интересы делового сообщества. Для этого необходима активизация разъяснительной и информационно-коммуникационной работы с населением, усиление демонстрации успешных и понятных для простых граждан результатов деятельности ЕАЭС с особым акцентом на деловую, социальную и гуманитарную сферы.

Пятое. Имеющиеся проблемы в коммуникативных связях государств и их дальнейшего развития сдерживают процессы информированности общественности стран ЕАЭС о процессах его модернизации. Соответственно, существуют разные уровни развития и вклада стран-участниц в модернизацию ЕАЭС.

Шестое. Требуется активизация евразийской экономической комиссии для объединения научно-экспертного сообщества представителей научной и информационной элиты стран ЕАЭС по обобщению, выработке эффективных инструментов дальнейшей модернизации ЕАЭС, а также прогнозных сценариев развития интеграционных процессов.

Back to top