поддержка PHP 7

Думаю, Президентские выборы не за горами и произойдут быстрее, чем мы думаем.

Несмотря на всякие конспирологические прогнозы, никаких поворотов или драматических эксцессов не будет. Можно предположить, что Касым-Жомарт Токаев и есть реальный кандидат от властей. Всякие другие варианты не соответствуют текущему моменту.



По крайней мере, кажется, что на этих выборах основным кандидатом будет действующий Президент страны. Видимо, по данному вопросу, у "элит" есть консолидированное мнение.

Надо сказать, сам К-Ж. Токаев своими действиями и решениями показывает, что он самостоятельный политический игрок и умеет задавать тон. Его активная деятельность в социальных сетях является сигналом для граждан, что он знает все проблемы в обществе и намерен их решать. Также и акимы разных уровней активизировались в сетях - это тоже веяние времени, свежий ветерок.

Но существуют и риски - контр-элита может объединиться и выставить своего кандидата. Тем не менее, мы должны понимать, что в стране туго с "политическими личностями", за короткую дистанцию раскрутить новых людей не реально.
И. Тасмагамбетов фигура способная составить реальную альтернативу любому сценарию. Как он будет действовать пока не известно.

Одним из задач предстоящего визита в Москву, возможно, является разговор с глазу на глаз между двумя политическими личностями (К. Токаевым и И. Тасмагамбетовым), может будет найден определенный компромисс. Других реальных групп влияния, которые могли бы составить альтернативное видение политических процессов, пока нет.

Это, с одной стороны, грустно - для полноценного баланса, в политике должны быть не менее 5- различных групп стратегии развития и политического влияния (давления). Это и называется плюрализмом мнений. Пока ситуативно все козыри у действующей власти или группы, которая занимается транзитом власти.

Не имея подлинного народного мандата, страной руководить сложно. Также внешним партнерам страны следует дать определенные сигналы и месседжи по внешней политике, инвестиционному климату, выбору различных приоритетов. Экономические индексы страны следует наращивать, а при временном Правительстве, достичь этих целей просто невозможно.

Скорее всего, особых интриг ждать не следует. Выборы, скорее всего, пройдут по действующему закону "О выборах", то есть, будет ограниченный круг кандидатов. Решение множества вопросов внутриэлитных процессов, создание новых механизмов сдержек и противовесов оставят на потом. Так что, политическую модернизацию, либерализацию системы, изменения в Парламенте в "Повестку дня" можно включать после проведения Президентских выборов.

Главное ожидание от правления К-Ж. Токаева - либерализация общественных процессов, восстановление основных положений Конституции РК.

У нас законы и нормативные акты, которые должны соответствовать Конституции РК, во многом противоречат самой Конституции. Следует создать баланс между правами граждан и "стабильностью" государства. Этот баланс является источником благополучия государства в будущем.

Хотел бы обратить внимание на следующих проблемах социального развития. Проблема первая.
Согласно официальной статистике Всемирного банка, количество бедных в Казахстане достигло 2,5 млн. человек или 14% от всего населения. При этом к «бедным людям» аналитики Всемирного банка относят людей, ежедневный доход которых составляет пять и менее долларов по паритету покупательной способности. Таким образом, согласно официальному курсу доллара в Казахстане, бедным считается тот, кто сумеет протянуть на 50-51 тыс. тенге в месяц.

В Казахстане порог бедности составляет 326 тенге в день, что является меньше 1 доллара по официальному курсу Казахстана. Это равно определению абсолютной бедности ООН (один доллар в день) и почти вдвое меньше показателя Всемирного банка (1,9 доллара). То есть, в Казахстане «крайняя бедность» ещё более крайняя.

Согласно мировой практике и множеству исследований, государственная помощь имеет намного больше результативности в борьбе с бедностью, когда она выражается в реформировании трудовой сферы с целью предоставления малообеспеченным гражданам рабочих мест. Создание большего числа рабочих мест более высокого качества – это, конечно, серьёзный вызов для новых властей.

Проблема вторая. В Казахстане социальная обстановка характеризируется анклавным развитием.Например, Астана (Нур-Султан) и Алматы представляют собой среднеевропейские города, в то время как остальные регионы остались на уровне развития середины XX века.

Эти анклавы, несомненно, облегчают задачи модернизации, но, вместе с тем, они усиливают социальную несправедливость, делают неустойчивым социальный баланс в стране. Анклавная догоняющая модернизация, с одной стороны, ломая традицию, с другой стороны, ставит общество перед отсутствием духовной перспективы. Следует выравнять социальное положение во всех регионах страны.

Ерлан Саиров, политолог

Back to top